1

Вознесенка и таинственные Механики

Вы что-то слышали о “таинственных” Механиках, что “орудовали” на или для Вознесенки? Мы ни разу не слышали о Механиках. Давайте вместе познакомимся с действиями таинственных, потому как еще неизвестных, Механиков.

Про Механиков (инженеров), которые работали на самой Вознесенке, есть небольшие, отрывочные данные, которые предстоит еще собрать и опубликовать. А вот про Государственных Механиков, что трудились на благо той же Вознесенки, мы до сей поры не слышали. Пришла пора услышать.

Вознесенка со дня образования в 1830 году постоянно развивается. Развитие невозможно без технического прогресса и этот прогресс дает новейшие машины, станки, оборудование, включая в себя различные виды приводов.

Сегодня опубликуем совершенно новые данные и всего лишь один абзац. Он даст небольшие, но весьма познавательные данные и немного раскроет существующую структуру модернизации фабричного оборудования.

Еще в музее фабрики «КРАФ» имелись выписанные данные за 1845 год из Атласа промышленности Московской губернии. Благодаря всё тому же прогрессу Вам мы можем представить не вручную сделанную в архиве выписку, а скан оригинала этих данных, как и первое изображение Вознесенки.

Итак, на 1845 год (если быть точными, то данные на 1843-1845 гг. 1845 – год публикации справочника) В разделе Дмитровского уезда, Московской губернии в разделе Бумагопрядильные фабрики указывается:

Лепешкина Семена Логинова, Почет. Гражд. Ком. Совет.

Где находится фабрика – При деревне Муромцево. Вознесенская Мануфактура.

Число станов (станков), столов или машин – Машин 250. Паров прив. В 26 сил-1, в 22 силы – 1, Вод. прив – 1,Вновь устр. пар. маш. – 2, Кон. Прив. – 1

Число рабочего народа – 1.186

Сумма годового производства. серебром – 244.094 р. 50 коп.

Фото 1

Из этих небольших строк нас сегодня интересует данные по паровым машинам (приводам) их на 1845 год всего 4 штуки. Данные короткие и сухие.  Может сложиться впечатление, что Лепешкин купил, привез на фабрику оборудование и на радость собственнику фабрики работали эти механизмы.

Фото 2

Фотография конного обоза на Дворцовой площади в С. Петербурге (Впереди Певческий мост и река Мойка). Не в Вознесенку ли едут бочки с цементом, оборудование и материалы? Фото примерно начала 20 века.

Но давайте немного погрузимся в первую половину 19 века. Железнодорожного транспорта еще нет, железнодорожное сообщение с “внешним миром” у Вознесенки появится лишь после Октябрьской революции. Нетрудно представить, как порой весьма габаритное оборудование доставляется, к примеру, из Англии в С. Петербург морскими, парусными судами. Паровые двигатели в судостроении то же развиваются постепенно с увеличением прогресса. А далее речным транспортом с десятками пунктов перегрузки в Москву. Из Москвы лишь одна грунтовая дорога на Вознесенку. И привезти даже один ткацкий станок, не говоря про большую паровую машину это весьма непросто. Но все это, несмотря на габариты и немалый вес реально привозилось на лошадях.

Для наглядности опубликуем знаменитую фотографию - Газовая турбина на Вознесенке. 1897 год. Рабочий Кузьма Степанович Васыпкин. На фото знаменитые теперь музейные часы, по которым давался один из гудков на фабрике. Как такую махину пусть и частично разобранную доставили на Вознесенку на лошадях?

Фото3

Фото 4 Тоже фото но меньше уменьшенное, для наглядности габаритов частей паровой машины. На часах - 15:33.

Складывается впечатление, что Владелец фабрики Лепешкин сам себе хозяин и что хочет, то покупает и устраивает на своей мануфактуре? Трудность лишь в доставке?

Но не все было так просто.

Для контроля, если так можно выразиться, за наличием оборудования и инспекцией за ним - за котлами, паровыми приводами, за наблюдением их правильного и своевременного обслуживания создается Государственная служба.

И вот интересный документ:

О действиях гражданских инженеров в Москве и механиков в губерниях.

Бывшая в Москве дороговизна дров обратила на себя особенное внимание и попечительность Правительства, и в числе мер к отвращению оной состоялось 15 Декабря 1840 года Высочайшее повеление, для улучшения устройства фабричных движителей с целью сбережения топлива, определить при Московском Военном Генерал-Губернаторе двух гражданских инженеров, коим в помощь дать несколько окончивших курс воспитанников Технологического Института, и означенных инженеров на первый раз вызвать из таких мест Германии, где наиболее действуют дровами…. И т.д. Надзорная служба создается, усовершенствуется и работает.

Фото 5

Для понимания многогранной работы механиков даем буквально пару листов из отчета за 1845 год. Кому интересно может прочитать на фото.

Фото 6

Кстати за этот год есть упоминание, правда в Шуйском районе Лепешкина. Порой складывается впечатление, что Вознесенка для Лепешкиных было не основной, а лишь частью их деятельности, другой деятельностью - химическая. Об этом мы как то начали рассказ, теперь данных больше можно будет продолжить.

Итак, 1845 год - Механик Несытов, определенный во Владимирскую губернию, подал следующий отчет о своих занятиях: ….

« Кроме сделанных мною построек, я был приглашен Гг. Фабрикантами Зубовым, ЛЕПЕШКИНЫМ и Яковом Гарелиным для устройства паровых котлов при вновь учреждающихся на двух фабриках паровых машинах».

Фото 7

Данные интересные, дают некое понимание действий государственных механиков, но данные эти Вознесенку касаются лишь косвенно. Нас конечно больше интересует Вознесенка и конечно все что с нею связанно.

В найденных данных за 1851 год уже есть сведения, непосредственно касающиеся Вознесенки:

«Занятия состоящих при Московском Отделении Мануфактурного Совета Механика Инженер-Технолога Дрозжина и Помощника его Инженер-Технолога Титюрина в течении первой половины 1851 года состояли в следующем:»..

Механик Инженер-Технолог Дрозжин – «Освидетельствовал находящийся Московской губернии в Дмитровском уезде паровые машины и при них 16 котлов, на бумагопрядильной фабрике Коммерции Советника Лепешкина и на фарфоровом заводе Гг. Гарднер.»

Фото 8

Мы хотели данным рассказом познакомить Вас с деятельностью доселе неведомых Механиков, что производили контроль над движителями, давали советы по усовершенствованию самых различных агрегатов. Они так же помимо отчетов о своей работе давали, как нам представляется более точные данные о производствах и наличии на этих производствах различного оборудования. Эти данные суммировались, сжимались и в качестве небольшого сухого конкретного текста ложились на страницы справочников. С данных одного такого справочника от 1845г. мы и начали свой рассказ.

Добавим, что надзорных органов было достаточно, взять хотя бы МВД (Министерство Внутренних Дел), да полицейские не только выполняли свою роль как блюстители порядка на вверенной территории, но и осуществляли надзор за действием фабрикантов, подавали рапорты о проверках (состоянии фабрик), с чем мы конечно вас познакомим в дальнейшем.

И в довершении еще раз буквально пару слов о действиях Механиков.

В статье «Промышленная хроника» от 1857 года сказано несколько слов:

«… В Москве устроены и испытаны 14 паровых котлов, предназначающихся для фабрик Лепешкиных, Ребека, Барановой, Брызгалова, Гюбнера, Морозова, Матисена, Вольнера, Шиндера и Гужона».

Фото 9

Теперь для нас уже не такие таинственные Механики, что орудовали в Московской губернии, включая и Вознесенку. Теперь есть хоть и небольшое, но понимание, как и кем, осуществлялось наблюдение за различными механизмами их контроль и обслуживание со стороны государственных структур.

На сегодня про механиков пока все, при нахождении новых данных будем вас обязательно с ними знакомить. И напоследок несколько фотографий того времени, что бы немного разбавить сухой печатный текст.

Фото 10 Фотография музея фабрики «КРАФ» Паровое оборудование. Фотография примерно конца 19-го начала 20 века

Фото 11 и 12 Фотографии из интернета как в 19 веке осуществлялась установка нового оборудования

Фото 13 Знаменитая фотография Ткацкий цех конец 19 века. Оборудование, которое завозилось на Вознесенку на лошадях.

 

Фото 14. Конный парк фабрики «КРАФ», полученный из Косино по распоряжению С.М. Буденного. Поступили 10 лошадей с повозками и упряжью. Вот эти лошадки целый век перевозили оборудование и материалы на фабрику, до появления автомобилей.